суббота, 14 ноября 2015 г.

Франция

Эскалация ситуации во Франции продолжается. Вдобавок к вчерашним терактам в Париже и поджогу лагеря беженцев в Кале сообщается о серьезной аварии скоростного поезда в районе Страсбурга, в результате которой погибло 10 человек. Политическому руководству Франции сейчас выгодно там, где нет ясности, умалчивать о реальных причинах происходящего, да и совпадение сомнительное. Всегда поезд ходил нормально, а тут на тебе - и сошел с рельсов. Вполне возможен теракт. Ситуация во Франции нагнеталась почти год, начиная с провокационных карикатур "Шарли Эбдо" и убийств сотрудников ее редакции. Затем был инцидент в поезде на севере Франции, когда араб открыл огонь по пассажирам, но его вовремя обезвредили. Потом, уже летом, была таинственная кража ручных гранат со складов воинской части в Провансе, и взрыв на химическом заводе. Франция содержит бОльшую часть беженцев из регионов Магриба и Ближнего Востока, а также Сахеля, просто потому, что она в колониальную эпоху контролировала эти страны. На втором месте Великобритания, и там сегодня также сообщалось о задержании подозрительного пассажира с сумкой в аэропорту. Но в Англии сильные спецслужбы, в отличие от той же Франции. Где произойдет дальнейший теракт, прогнозировать трудно, но Франция и Великобритания занимают первые две строчки в списке возможных мишеней исламских радикалов, так как здесь сходятся два фактора, обуславливающих атаки: количество мигрантов - радикальных исламистов; и участие страны в операции в Ираке и на севере Сирии. Сюда же можно добавить и Турцию в силу потоков боевиков и беженцев через ее территорию, наличие лагерей исламистов всех мастей в стране, и кроме того, возобновление войны с курдами. Вдобавок к ИГИЛ, которое уже объявило о взятии на себя ответственности за конкретно теракт в Париже (по крайней мере в театре), нельзя исключать и риск атак со стороны "умеренной сирийской оппозиции" в лице "Исламского фронта" и "Свободной сирийской армии". Их мотив прост - на фоне неудач в Сирии они могут посчитать себя кинутыми и обманутыми западными и турецкими покровителями и таким образом шантажировать их. В связи с этим не удивляют выкрики террористов, которые якобы кричали "За Сирию!" ИГИЛ страдает от действий западной коалиции как в Сирии, так в Ираке, и акцентировать внимание на одной Сирии с их стороны не логично. А вот "умеренные" как раз терпят поражения от российских ВКС и от САА и КСИР в Сирии. Поэтому с их стороны вполне понятно недовольство спонсорами.

пятница, 13 ноября 2015 г.

Успехи в Сирии и Ираке. Зоны влияния

На фоне раздуваемых до абсурда взятий боевиками ИГ и "умеренной оппозиции" нескольких деревень (Мхин не имею ввиду, это действительно тактическая победа боевиков), а также "слишком долгого" (примерно месяц) продвжиения Сирийской Арабской Армии в провинции Алеппо и в Джобаре, начинают приходить первые сообщения о серьезных успехах САА, поддерживаемых российскими ВКС и усиленными соединениями иранского КСИР. Разблокирована от ИГИЛ авиабаза Квейрис, от нее ведется расширения контролируемой САА зоны, в ближайшее время будет перекрыто шоссе Дамаск - Алеппо, до которого войскам Асада остался один километр. На юго-западе и юге от Алеппо продолжается вытеснение боевиков "Исламского фронта". От Садада отброшены боевики, наступавшие на поселок после взятия Мхина. Тем временем российская авиация расширяет территории своего воздействия. Бомбардировкам подвергаются объекты группировки "Южный фронт" "Исламского фронта" в провинции Дераа к югу от Дамаска, где также ведется наступательная операция САА. Продолжается размещение инфраструктуры для штурма и зачистки Тадмура (Пальмиры). На иракском направлении курдские отряды Пешмерга заняли Синджар и ведут его зачистку. Таким образом, что наступление на этот город, который ИГИЛ захватывало дважды, является своего рода компенсацией так и не состоявшегося наступления на Ракку тех же курдов совместно с неким "Сирийским демократическим альянсом". Возможно, объявление похода на Ракку играло роль прикрытия для освобождения Синджара. В развитии ситуации на фронтах именно против ИГИЛ, после вступления России в войну именно с этой группировкой примерно две недели назад (бомбардировка Ракки, а затем позиций ИГИЛ к востоку от Алеппо) можно рассмотреть контуры согласованных действий ВКС России и западной коалиции. В то время когда крупные силы ИГ были стянуты к Алеппо, потерпели поражение при Кувейрисе, был нанесен удар по ИГ в Ираке. Но не в Фаллудже и Рамади, где слабая иракская армия увязла в боях, а более боеспособными курдскими частями. Если это так, то стороны фактически столбят зоны влияния на территории, контролируемой пока еще ИГИЛ. Зоны влияния Ирана и Запада примерно соответствуют их влиянию задолго до нынешней ситуации на фронте - Иран стремится контролировать центр и запад Ирака, возможно, с выходом к Дейр-аз Зоуру и Пальмире; Запад север Ирака; Россия, начавшая с контроля Латакии, расширяет свое влияние на Алеппо (совместно с Ираном), Дамаск и Дераа. Судя по всему, решено отказаться от задачи-минимум - сохранения алавитского анклава в Латакии, и развивать успех для восстанловления контроля сирийского правительства над Дамаском, Хомсом, Хамой (как связующими провинциями между Дамаском, Латакией, Идлибом и Алеппо). На востоке зона российского влияния простирается до Пальмиры.

суббота, 7 ноября 2015 г.

Поход на Пальмиру

СМИ уже сообщают о развертывании российских боевых вертолетов в районе Тадмура (Пальмиры). Город уже несколько месяцев оцеплен группировкой Сирийской Арабской армии, занявшей окружающие высоты и деревни, и проведшей минирование некоторых местностей. Операцию проводят 18-я танковая бригада, бригада "Ястребы пустыни" ("Лива Суккур аль-Сахра"), а также спецназ Tiger Forces. Функции российской авиации, видимо, будут состоять в нанесении ударов по укреплениям боевиков за пределами города и отсечении от Пальмиры формирований, орудующих к востоку и западу от нее, с целью полной блокады "гарнизона" ИГИЛ. Стратегически взятие Пальмиры может быть оправдано только с целью создания на ее базе плацдарма для дальнейшего расширения. В идеале - как в направлении на северо-восток в Дейр-аз-оур, так и в западном направлении - на Карьятейн и Мхин, а также ар-Растан. В случае получения контроля над трассой Дейр-аэ-Зоур - Хомс сирийская часть ИГИЛ будет рассечена на южную и северную, а коммуникации между ними нарушены. В дальнейшем путем авиаударов в идеале вытеснять южную часть ИГ на юг в сторону Иордании и Саудовской Аравии, Кувейта и Катара. Северную же заблокировать со всех сторон, частично выдавив в Турцию, а оставшуюся часть лишить снабжения с ее стороны и со стороны Ирака и продолжать постепенно ее ликвидацию. В этом случае помощь может оказать также анонсированное наступление курдов и "умеренной оппозиции" на ар-Ракку, которое, будучи с помпой объявлено Западом, так, похоже, и не началось. Все это в идеале. Как будет в реальности - сказать сложно. Учитывая ограниченность ресурсов САА, на первом этапе максимум, что она сможет, отвлечь часть сил ИГ от Алеппо и Мхина (в этом районе также началось контрнаступление САА), возможно, взять Пальмиру и отсечь коммуникации Карьятейнско-Мхинской группировки от границы с Ираком.

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Мхин

Сегодня утром стало известно о занятии боевиками ИГИЛ городка Мхин, или Махин (пишется на латинице как Mheen). Населенный пункт расположен в 77 км к юго-востоку от Хомса и в 20 км к востоку от шоссе Хомс-Дамаск. Рядом с ним уже шли бои в начале августа после захвата ИГИЛ христианского городка Карьятайн. Видимо, все это время боевики постепенно продвигались к Мхину и накапливали силы, возможно, позиционные бои шли в самом городке. Он как-то выпал из репортажей и отчетов о событиях в Сирии, что я думал, что САА отбросила или ликвидировала тамошнюю группировку. Возможно, так и было, и городок был взят в результате молниеносного броска. Тогда что мешало сделать это боевикам еще три месяца назад? Либо оборона города была ослаблена переброской частей САА на другие участки ТВД, либо было заключено какое-то тактическое перемирие, которое боевики нарушили, либо же тогда они не предпринимали штурма Мхина, а лишь проводили диверсионно-разведывательные рейды и окапывались поблизости. Не исключено, что также, как с Карьятейном, Мхин был вообще отбит не у САА, а у боевиков "Исламского фронта". В тактическом плане занятие Мхина означает продвижение ИГИЛ, а именно его группировки с центром в Тадмуре, к шоссе Дамаск - Хомс, последними преградами на пути к которому являются селения Садад и Хафар, а также индустриальный парк между Сададом и шоссе. В стратегическом плане, в краткосрочной перспективе (месяц-два) - это усиление ИГИЛ на западе Сирии одновременно с его наступлением на Алеппо, окружение провинции Дамаск с севера и северо-востока, и Хомса с юга и юго-востока. В среднесрочной перспективе (от трех месяцев до полугода) это способно вылиться к признанию ИГИЛ доминирующей радикальной силой другими исламистскими группировками в Гуте, Думе и Джобаре, а также к соединению ИГИЛ с его ячейками в горах Калямун по ту сторону шоссе. Там также пока доминирующие группировки "Исламского фронта" в итоге могут вынужденно присягнуть ИГИЛ. В долгосрочном плане (1-2 года) это выход ИГИЛ в Ливан, объединение там с суннитскими группировками против "Хезбаллы" и выход к Средиземному морю. Сроки будут зависеть от положения на других фронтах и успехов правительственных сил и "Хизбаллы", поддерживаемых ВКС России и КСИР Ирана. По этой же логике САА важно завершить операцию по ликвидации боевиков-исламистов в Забадани и в Растане между Хомсом и Хамой. В противном случае эти анклавы перестанут таковыми быть. Наличие общего врага в лице САА будет диктовать им необходимость признания сюзеренитета ИГИЛ. Возможно, будут желающие сделать наоборот - присоединиться к САА против ИГИЛ, но таких будет меньшинство. Есть еще вероятность того, что Мхин взяли боевики "Исламского фронта", которые как раз доминируют на западе и юго-западе Сирии. Это делает еще более возможным их дальнейшее наступление на соединение со своими идейными собратьями в Калямуне, Растане, Думе и Гуте, и, соответственно, необходимость разгрома анклавов.